Александр Щербаков

Сегодня мы с вами, уважаемые читатели, затронем, наверное, самую сложную тему в области софта – выбор браузера. Ведь это наиболее используемые приложения на мобильных устройствах, многие выходят в интернет чаще, чем звонят по телефону или пишут СМС-сообщения.

Прежде чем перейти к основному тексту, хочу разъяснить некоторые моменты. Думаю, многие согласятся, что браузер в первую очередь должен отображать веб-страницы и позволять удобно с ними работать, а другие возможности и «фишки» не просто вторичны, а отходят на задний план. Еще мы не будем сравнивать скорость загрузки страниц в каждом браузере. Несомненно, разница есть, но составляет она доли секунды. Кроме того, существует много переменных, которые влияют на результаты: производительность устройства, пропускная способность интернет-соединения, загруженность серверов тестируемого веб-сайта, количество свободной оперативной памяти и так далее.

Основными параметрами для сравнения будут удобство и комфорт в работе. В качестве замены стандартного браузера (если у вас не Nexus, конечно) я выбрал 4 браузера: Opera, Яндекс Браузер, UC Browser и Google Chrome. У читателя возникнет вполне резонный вопрос: почему нет Firefox? Отвечаю. Я остался крайне недоволен работой Firefox версии 43.0, в частности, скроллингом. Страницы пролистываются очень неуверенно и дёргано, о плавности работы речи даже не идёт. Чтобы не быть голословным, я записал небольшой видеоролик.

Opera

Один из первых представителей веб-браузеров, появившийся на заре становления глобальной сети Интернет. На данный момент занимает четвертое место по популярности в России на всех возможных мобильных платформах с цифрой 9.97% (по данным сайта gs. statcounter. com). в мировом соотношении позиции у Opera Software несколько лучше – 4 место с долей 11.18%. На десктопных системах популярность у них значительно меньше.

Сейчас браузер крайне похож на своего конкурента от компании Google, за что его и стали критиковать пользователи. Внешняя схожесть обусловлена переходом на движок отображения страниц Blink, разработанный компанией Google Incorporation. Из-за этого, как заявляют фанаты Opera, он утратил былую «индивидуальность» и многие важные функции.

Есть три вида отображения рабочей области. «Телефон» – когда адресная строка и панель управления расположены сверху; «Классика» – адресная строка сверху, а панель управления снизу; «Планшет» – походит на десктопную версию, где панель открытых вкладок находится над адресной строкой в верхней части экрана.

Самым оптимальным, как мне кажется, является классический вид отображения, так как на смартфонах с большой диагональю дисплея не всегда удобно тянуться к верхней части экрана. В таком виде вы имеете «легкий» доступ к закладкам, открытым вкладкам, настройкам. Для синхронизации закладок с десктопной версией нужно авторизоваться под своим аккаунтом Opera.

На начальном экране отображается страница с тремя вкладками, переключаемыми свайпами:

  • История – здесь показываются ранее открытые веб-страницы;
  • Экспресс-панель – предоставляет доступ к закладкам;
  • Рекомендации – лента потенциально интересных для вас новостей.

Определённо радуют простота и удобство интерфейса. Все нужные и часто используемые функции доступны из контекстного меню, но еще бы там хотелось видеть переключатель для перехода к полной версии сайта.

Для работы с вкладками нужно нажать на соответствующую кнопку на панели. Открытые вкладки представляют собой прокручиваемый барабан, чем-то похоже на многозадачность в Windows Phone.

Opera не подойдёт людям, которые много читают со своего устройства, по двум причинам. Первая — браузер умеет адаптировать страницу и шрифт для чтения, но делает это не всегда корректно, нарушая верстку сайта. В частности, изображения не подгоняются под ширину дисплея, оставаясь в исходном размере. Вторая — при сохранении страницы в офлайн она никак не адаптируется для чтения. Эта проблема полностью решается установкой сервиса Pocket или его аналогов.

В остальном браузер хорошо себя показывает, собственно, проверенный движок Blink даёт о себе знать. Вполне неплохо работают алгоритмы сжатия трафика, проблем с отображением страниц при этом нет, а экономится при этом больше 50% данных. Однако явного прироста в скорости загрузки по сравнению с выключенным режимом сжатия я не заметил.

Думаю, нужно сказать пару слов об Opera Mini. Мини-версия мобильного браузера предоставляет более широкие возможности по экономии трафика и намного лучше адаптирует страницы для чтения, если включить режим «Показывать в один столбец». Для обработки сжатых страниц требуется не только меньше времени на загрузку, но и меньше вычислительных ресурсов самого устройства, так что Opera Mini вполне подойдёт для бюджетных устройств.

Яндекс Браузер

Браузер от отечественного поискового гиганта также основан на движке Blink. На российском рынке браузеров в мобильном сегменте они занимают 7 место с цифрой в 3.15%, на мировом рынке им места в топе не нашлось, они относятся к пункту «Остальные».

В разработке своего браузера команда Яндекс очевидно вдохновлялась мобильной версией Internet Explorer для Windows Phone, переняв у компании Microsoft схему интерфейса. Все возможные элементы управления расположены в нижней части экрана, включая адресную строку. Это сделано для более удобной работы в приложении одной рукой, так как пользователю практически не требуется взаимодействовать с верхней частью дисплея.

Начальная страница представляет собой так называемое «Табло», в котором находится группа быстро доступных закладок в виде двух столбцов довольно крупных прямоугольников. Открытые вкладки отображаются в виде списка, радует, что между ними можно переключаться свайпами от левого или правого края, но иногда бывают ложные срабатывания, нужно к этому привыкнуть.

Есть некий режим «Турбо», который ускоряет загрузку страниц путём сжатия трафика. На выбор три состояния: «Автоматически», «Включен» и «Выключен». Если с последними двумя режимами всё понятно, то в каких случаях работает первый, неясно.

Что касается эргономики использования, то тут все очень неплохо. Все потенциально нужные функции доступны по одному касанию. Да и в целом браузер работает довольно шустро. Адаптация текста по ширине дисплея осуществляется корректно, но непосредственно режима чтения офлайн нет, увы. Снова отсылаю вас к сервису Pocket.

UC Browser

Этот браузер от китайской компании UCWeb — пример вполне удачного, но довольно агрессивного маркетинга. Чуть позже разъясню, что я имел в виду под агрессивным маркетингом. Первая версия UC Browser появилась на платформе Java в 2004 году, в 2010 выпущена версия под IOS, и уже позже — под все возможные мобильные платформы. В мире по популярности он занимает второе место с долей в 18.6%, в России позиция заметно хуже – 5 место с 8.1%.

Взято из твиттера пользователя @Andrey4android

Что касается агрессивного маркетинга. Думаю, в «мобильном» интернете многие пользователи сталкивались с сообщениями вида «ваш браузер устарел, установите наш *вставить любое название* браузер» и тому подобными. Так вот, те, кто занимается продвижением UC Browser, решили пойти немного дальше. Теперь они буквально угрожают пользователям вымышленными вирусами на устройстве или нехваткой памяти, а лечит всё это их волшебный браузер UC. Для большей убедительности они на рекламный баннер устанавливают обратный отсчет с надписью «Опасность». Подобные сообщения абсурдны до безобразия только для пользователей, которые знают, что такое браузер и для чего он нужен, а на неопытного человека вполне могут и подействовать. Не стоит думать, что подобным грешат только китайцы, просто они занимаются этим наиболее активно, по моим наблюдениям. Многие уверенные игроки на рынке браузеров тоже были замечены мною в таких маркетинговых ходах.

Теперь о самом продукте. Браузер основан на движке собственной разработки. Он представляет собой целый комбайн, включающий как довольно нужные, так и абсолютно бесполезные функции. Как мне показалось, внутри приложения попытались создать свою небольшую операционную систему.

Первое, что вы видите при открытии приложения, это большая лента сервисов. Погода, новости, смешные картинки, фильмы, бесплатные приложения, курсы валют, сериалы, шоппинг, популярные сайты. В самом низу этой ленты есть раздел «Управление категориями» в котором можно удалить все лишние пункты. В этом случае останутся только адресная строка и рекомендуемые сайты. Но это не избавит вас от других ненужных сервисов. UC Browser включает в себя блокиратор рекламы, проигрыватель видео и даже собственный буфер обмена (!), но это далеко не всё, с помощью расширений можно научить браузер открывать zip-архивы, сканировать QR-коды и добавить много других возможностей. Возникает резонный вопрос – нужно ли это всё в браузере? Каждый ответит на него сам. Лично я не люблю, когда какое-то приложение пытается делать то, чего от него абсолютно не требуется.

К примеру, UC Browser постоянно отправлял мне в панель уведомления новости из довольно сомнительных источников, пока я не отключил это безобразие в настройках.

Самое обидное, что браузер-то очень даже неплохой, работает шустро, но, прежде чем начать им нормально пользоваться, требуется провести немало времени в настройках, чтобы отключить ненужные функции. Он отлично адаптирует страницы для чтения, только для работы в офлайн требуется отдельно сохранять html-файл и потом уже через диспетчер файлов его открывать. Опять же, это «лечится» установкой сервисов для офлайн чтения веб-страниц или специальным дополнением из маркета UC.

Свайпами от левого и правого края можно возвращаться к предыдущей странице, что довольно удобно, а работа с открытыми вкладками чем-то напоминает многозадачность в IOS 7-8 версии.

Если вас беспокоит реклама в «мобильном» интернете, то UC Browser определённо ваш выбор, блокиратор рекламы работает на отлично.

Google Chrome

Самый популярный браузер в мире. Причем десктопная версия установлена на 56.89% всех компьютеров. Основан на пресловутом движке Blink собственной разработки, который распространяется многим другим разработчикам по лицензии. Он устанавливается по умолчанию на многие Android устройства, в частности, на линейку Nexus. Но, как мне кажется, свою популярность он получил именно за интеграцию в систему.

С точки зрения функциональности браузер довольно прост, даже слишком. Зато все действия, которые от него требуются, выполняются на отлично. Приложение имеет уже привычный, можно сказать, классический внешний вид. Адресная строка и меню в верхней части экрана, больше никаких элементов интерфейса.

Работа с открытыми вкладками интегрирована в саму систему, они находятся там же, где открытые приложения. Одна веб-страница – одна карточка. Это довольно удобно, из любого приложения можно переключиться на заранее открытую вкладку или между вкладками. Такая реализация многим пришлась не по вкусу, для них есть привычный режим в самом приложении (включается в настройках). Для перехода к привычному окну открытых вкладок нужно нажать на соответствующую кнопку на панели управления или же потянуть эту самую панель вниз, а свайпами влево или вправо можно переключаться между открытыми вкладками.

Присутствует функция сжатия трафика, в моём случае, как показывает само приложение, сжатие составляет 50% от всего объема. Довольно неплохо, но далеко не рекордный показатель. Отлично работает адаптация текста для удобного чтения, при этом не нарушается верстка изображений.

Из основных минусов – многие пользователи жалуются на большое потребление оперативной памяти и других ресурсов устройства, так что на слабых устройствах может иметь место не очень стабильная работа, для них я могу посоветовать Opera Mini.

Удобный и стабильный. Больше мне нечего сказать.

Заключение

Как мне кажется, выбор браузера больше основан на привычках, нежели на каких-то объективных сравнениях функций и возможностей. Поэтому мне жалко пользователей Firefox, в последней версии работает он довольно плохо, если не сказать хуже, но некоторые люди не могут отказаться от него в силу привычки.

Предлагаю обсудить этот вопрос в комментариях. Расскажите о причинах выбора своего браузера и отказа от других.

Благодарю за внимание, встретимся в следующем выпуске РоботоСофта!