Без базара

Руководство Uber заявило, что намерено расширять работу в российских городах, где проживают 500 тыс. человек и более. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в зоне их интересов Красноярск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Краснодар.

Представители традиционных такси обещают, что не отдадут рынок.

Что такое онлайн-извозчик — разберем на примере того же Uber. Чтобы воспользоваться услугой, вы заходите на сайт компании, регистрируетесь, «привязываете» банковскую карту и скачиваете на свой смартфон (планшет, ноутбук) одноименное приложение для Android или iOS. Вот и все.

Дальше все настолько просто, что можно обойтись без инструкций. Запускаете приложение, пишете, откуда и куда ехать. Выясняете примерную стоимость поездки и как быстро к вам подъедет машина. Получаете всю необходимую информацию: имя водителя, его рейтинг в Uber, марку и номер машины. Соглашаетесь или отказываетесь.

Цена зависит от ряда условий: района, пробок, класса машины, времени суток. Для примера: меня от редакции до дома (за МКАД) классические такси согласятся довезти не меньше чем за 1,2 — 1,5 тыс. руб. Uber сразу выдал предложение — от 650. А доехать от Белорусского вокзала до Савеловского на uber-такси можно за 140 руб.

По меркам московских таксистов это наглый демпинг.

Почему такие цены? Изюминка в упомянутом приложении, которое находит оптимальные варианты как для клиентов, так и для таксистов. К тому же таксистом может стать каждый, достаточно не иметь судимости и владеть машиной не старше 3 лет. В любой момент водитель может «выйти на линию», поработать и уйти. Фактически это как бы и не такси, а поиск «попутчиков для водителей».

Но клиенту удобно. Машина приедет быстро. Финансовые вопросы вообще в салоне не обсуждаются, только надо установить в приложении размер чаевых: от нуля до 30%.

Рассказывая о работе компании, один из руководителей представительства Uber в РФ недавно признался, что их главная задача в том, чтобы горожанам личные машины оказались не нужны — удобнее и выгоднее заказать Uber. Кроме того, ожидается, что уже скоро компания будет известна не только как онлайн-сервис для заказа такси, но и станет cервисом доставки еды — UberEats. Что вряд ли обрадует отечественных рестораторов, рискующих недосчитаться немалой части клиентов, сегодня вынужденных переплачивать за бизнес-ланч.