Что случилось

Яндекс. Такси запустил фиксированную оплату за поездки. Без предупреждения рухнул главный бастион таксометра в России.

Из «гигантов» таксометр остался у Gett. Остальные игроки рынка – активный в регионах RuTaxi (Везёт) и стремительно взлетающий Uber – уже отказались от оплаты по факту и перешли на предварительный расчёт. Найти счётчик теперь можно только у сервисов поменьше и обычных «бомбил», которых сегодня почти нет.

Это большое событие для всех, кто привык пользоваться такси.

А ещё оно означает, что теперь тарифы популярных сервисов такси стало гораздо проще сравнивать. Что я и сделал.

Почему фиксированная цена лучше таксометра

Потому что город – это одна большая непредсказуемость. Особенно крупный. Вот сегодня я выезжал из дома через центр Москвы. Навигатор показывал 30 минут, а доехал я за 55.

Встали в внезапную пробку на «трёшке» (Третьем Транспортном Кольце, окружающем центр Москвы) – и всё.

Таксометр и оплата за километры/время у большинства россиян ассоциируется с обманом. Водители катаются дольше, не спешат перестраиваться с «мёртвой» полосы, собирают светофоры или пытаются кружить. Уверен, у каждого читателя была минимум одна такая история.

Если бы сегодня я ехал по таксометру, то заплатил бы в полтора-два раза дороже. И только потому, что на дороге возникла чужая проблема.

Я не был источником пробки, никак не мог на неё повлиять – почему тогда я должен за неё платить?

Фиксированная оплата справедлива и правильна в мире, где поездки на такси фактически субсидируются крупнейшими сервисами из-за постоянной конкуренции и демпинга. А мне как пользователю гораздо спокойнее, когда я заранее знаю, сколько отдам денег.

Должно быть больше предсказуемости. Достаточно того, что ситуация на дороге прогнозируется с большой погрешностью. Поэтому «фикс» рулит.

Как рассчитывается стоимость поездки на такси?

Сервисы такси никогда не раскроют полную формулу расчёта цены за поездку. Да и смысла в этом нет, потому что цифры меняются слишком часто.

Но известно, что, независимо от сервиса, в формулу заложены не только очевидные параметры, вроде времени по карте и расстояния по длине дорог.

Из чего ещё состоит стоимость поездки:

  • загруженность движения
  • количество свободных водителей рядом
  • уровень спроса на такси по зоне/району/городу
  • время дня (не у всех)
  • секретные формулы и алгоритмы сбора личных данных, модифицирующие финальную стоимость для максимальной выгоды сервиса.

В последний пункт не каждый захочет верить. Но это факт, который неоднократно подтверждали на Западе.

Например, приложение Uber как минимум знает, когда вы ищете такси сразу в нескольких программах, и может снижать или увеличивать свой тариф в зависимости от вероятности потерять клиента своим конкурентам.

Все эти модификаторы разнятся у каждого сервиса, регулярно изменяются в рамках экспериментов – а результат анализируется в глобальном масштабе всех заказов, давая чёткую картину на всех уровнях от заработка с каждого заказа и их количества до количества отказов, времени в пути и так далее.

Гиганты рынка конкурируют друг с другом, и поэтому вынуждены прогибаться по цене, в том числе по-хитрому: модифицируя скрытые алгоритмы и выбивая клиенту более выгодную стоимость поездки.

С расчётом тарифа понятно. У какого такси цена самая низкая?

Тестируем этих ребят:

Разумеется, нам плевать на всякие алгоритмы. Алё, скорее доехать надо, карету подавай. Главный параметр – итоговая цена по фиксированному тарифу. Вот их и сравним.