Эксперимент: от чего зависит цена поездки на «Яндекс. Такси» и Uber

Клиенты популярных сервисов такси в последнее время все чаще обвиняют онлайн-агрегаторов в непрозрачности ценообразования. Одни пользователи связывают стоимость поездки с моделью смартфона, другие — жалуются на необоснованность повышающего коэффициента, а третьи — недовольны тем, что не получили персональную скидку, хоть и пользуются приложением каждый день. Редакция РИАМО решила проверить, влияет ли модель телефона на цену поездки, можно ли избежать повышенного коэффициента и получить скидку за частые поездки.

Условия и цели эксперимента

Для тестирования были выбраны популярные онлайн-сервисы такси — «Яндекс. Такси» и Uber. Участниками эксперимента стали сотрудники РИАМО, которые постоянно пользуются услугами онлайн-такси.

Мы проверили, будет ли меняться цена поездки в зависимости от модели смартфона, времени заказа машины и частоты использования приложения.

Такси заказывали по маршрутам: «улица 5-я Магистральная, д. 3/1 (редакция РИАМО) — Большой театр» и «улица Демьяна Бедного, д. 20, к. 1 (район Хорошево-Мневники) — Большой театр».

Миф 1: повышающий коэффициент действует в непогоду

Несмотря на то, что большинство онлайн-сервисов такси ввели фиксированную стоимость поездки, время включения повышающих коэффициентов, которые делают обычную поездку гораздо дороже, они предсказать не могут. Как правило, поездка становится дороже тогда, когда вызов такси больше всего необходим, например, в непогоду, часы пик и периоды сезонного трафика (вечер пятницы).

По данным пресс-службы «Яндекс. Такси», коэффициент формируется автоматическим алгоритмом, если количество заказов значительно превышает число свободных машин на линии. Чтобы повышающий коэффициент скорее прекратил действовать, сервисы вместе с таксопарками-партнерами стараются вывести на линию как можно больше водителей.

«Чаще всего повышающий коэффициент появляется в плохую погоду», — отмечают в «Яндекс».

Участники эксперимента, которые пользуются сервисами регулярно, заметили, что 1 июня повышающие коэффициенты действовали не только в часы пик и непогоду, а возвращения к базовым тарифам приходилось ждать долго.

«На днях водитель рассказал о том, что теперь стоимость такси для них адекватная, потому что с 1 июня всех водителей с иностранными правами уволили, конкуренции стало меньше, поездки дороже», — рассказывает Любовь, которая ежедневно ездит на «Яндекс. Такси» на работу.

По ее словам, в 90% случаях в июне в «Яндексе» поездка стала дороже.

Представители сервисов опровергают тот факт, что новая законодательная норма как-то повлияла на их работу.

«Водители, подключенные к платформе Uber, не являются нашими сотрудниками. В России Uber сотрудничает только с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, которые обязаны работать в строгом соответствии с российским законодательством», — отмечают в Uber.

Участница эксперимента Мария, которая тоже добирается на такси на работу, заметила закономерность: если повышенный коэффициент включается в «Яндекс. Такси», то и в Uber цена повышается примерно на столько же.

Чтобы проверить действия повышающего коэффициента и скорость его изменения, мы заказали такси рано утром и посмотрели, как долго придется ждать снижение цены.