Гендиректор Яндекс. Такси: Все сервисы Яндекса - не о политике

Гендиректор Яндекс. Такси: Все сервисы Яндекса — не о политике

Тигран Худавердян

В конце июля ЛІГА. net написала о грядущем выходе на украинский рынок российского сервиса заказа такси — Яндекс. Такси (дочерняя компания Яндекса). Сегодня компания официально начинает работу в Киеве, рассчитывая составить серьезную конкуренцию американскому сервису заказа такси Uber и украинскому Uklon. Завоевать лояльность украинцев сервис с российскими корнями планирует супернизкими тарифами, умной навигацией и гарантированной подачей машины.

Накануне запуска ЛІГА. net пообщалась с генеральным директором Яндекс. Такси Тиграном Худавердяном и выяснила условия работы сервиса, а также, где стоит ожидать его появления, кроме Киева.

В этом году Яндекс. Такси впервые заработал за пределами России: в Минске, Ереване и Тбилиси. Зачем Яндекс. Такси приходит в Украину и почему это происходит именно сейчас?

— Одна из причин сугубо эмоциональная. Киев — это один из моих любимых городов, город, в котором я мечтаю когда-нибудь жить. Это такая золотая середина между Ереваном, где я родился, и Москвой, где работаю. Золотая середина в плане климата — как погодного, так и человеческого.

Если говорить о прагматической стороне, безусловно, стимулом для выхода сервиса стало развитие мобильного интернета в Украине. В стране расширяется зона 3G-покрытия и его качество, а это означает, что украинцы больше используют мобильные сервисы. Мы это видим по цифрам стремительного роста потребления мобильных сервисов.

Третья причина — инфраструктурная. Мы хотим развивать в Украине модель sharing economy (совместное потребление), которая позволяет передвигаться по городу удобнее, быстрее и выгоднее, чем это предусмотрено моделью, используемой в классическом такси.

Штаб-квартира Яндекс находится в Москве. За счет чего компания с российской пропиской рассчитывает получить лояльность украинцев? Вы учитывали при подготовке запуска, что сервис в Украине могут бойкотировать?

— Мы не можем отрицать тот факт, что Яндекс родился в России. Но мы уже давно переросли границы одной страны. Сегодня Яндекс — большая международная компания с сервисами, офисами и сотрудниками во многих странах и одна из крупнейших ИТ-компаний в мире, акции которой торгуются на NASDAQ. В частности, в Киеве и в Одессе работает много разработчиков Яндекса, которые создают все те сервисы, которыми мы с вами пользуемся.

В Украине сервис представлен местным юридическим лицом ООО Яндекс. Такси Украина — дочерней компанией ООО Яндекс. Украина.

При этом все сервисы Яндекса, включая Такси, — не о политике, а об удобстве для пользователей и развитии рынка. Да и вообще, интернет очень далек от политики.

В украинском сегменте интернета накануне вашего запуска появились картинки призывающие не пользоваться услугами компаний страны-агрессора (смотрите изображение справа ). Как вы к этому относитесь?

— Мы — международная команда программистов, которая не привязана к какой-либо одной стране. Мы создаем локальные сервисы в Украине, Армении, Беларуси, Казахстане и даже Турции. Для интернет-сервисов не существует границ. Поэтому сейчас наш план здесь — сделать хороший сервис, который найдет своего пользователя.

Если говорить о моей личной позиции, я сам родился и вырос в Армении. Моя родина также находится не в лучших отношениях со своим соседом, поэтому я знаю, что такое жить в таком состоянии. Это сложно и оставляет шрамы на поколения. Но при этом я не хочу чтобы был паралич. Надо стараться генерировать новое и инвестировать в развитие.

В этом году на украинский рынок вышли сервисы с похожей моделью работы: Uber, Hopin. Есть еще Uklon. Не боитесь стать лишними?

— По сути, на украинском рынке ни один из перечисленных интернет-сервисов вызова такси не работает исключительно с таксопарками и диспетчерскими. Все они работают с частными водителями. Поэтому прямого конкурента с такой же бизнес-моделью, как у нас, нет. Мы считаем это преимуществом, так как поездки с проверенными нами таксопарками и диспетчерскими безопаснее для пассажиров.

Еще одно наше преимущество в технологиях. Если классическому такси, условно, нужно иметь на линии 100 водителей в день, то для аналогичного умного сервиса нужно вдвое меньше водителей. Технологичный продукт всегда дешевле ручного труда. В конечном счете, мы имеем более низкую себестоимость продукта, а значит и цену для пользователя.

Если сравнивать с другими технологичными сервисами такси, наше преимущество в собственных Картах, Пробках и Навигаторе, которые давно работают в Украине, регулярно обновляются и пользуются доверием автомобилистов. Эти технологии помогают нам эффективнее распределять заказы — система рассчитывает расстояние до пассажира по оптимальным маршрутам в объезд пробок, и заказ передается водителю, который быстрее всего доедет до пассажира. Это позволяет нам строить более быстрые маршруты следования, а соответственно, предлагать выгодную цену для потребителя и лучшие условия заработка для водителя.

— Какие тарифы вы предлагаете в Украине?

— Подача машины и первые два километра пути — 15 грн. Каждый последующий километр в черте города — 4,5 грн и 6,5 грн километр — за городом. Мы за то, чтобы водители не простаивали без заказов, а пассажиры везде успевали вовремя, поэтому простой авто дольше 5 минут (из-за пассажира) обойдется до 1,5 грн/мин.

Читайте также Аркадий Вершебенюк: Uber — не такси, а возможность заработать

В будущем мы планируем ввести повышающие коэффициенты к тарифу. Они будут автоматически включаться во время повышенного спроса, например, в час-пик. Эти коэффициенты позволяют сделать тариф в обычное время чуть ниже, а также обеспечить гарантированную подачу авто и улучшить экономику водителя.

Какой коэффициент будет применяться в час-пик?

— Примерно 1,2 — 1,3 в пиковые часы. Он не является фиксированным, а рассчитывается автоматически в зависимости от ситуации на дорогах и спроса в определенное время в конкретном районе.

В других странах Яндекс предлагает несколько тарифов: эконом, стандарт, премиум и т. д. Почему в Киеве только один?

— Каждый тариф требует большой работы и подготовки, поэтому на старте мы начинаем работу с одним самым массовым тарифом — эконом. В перспективе мы планируем расширить сетку тарифов. В идеале в городе должны быть представлены тарифы: эконом, комфорт, бизнес и минивен.

Какие будут способы оплаты?

— Сначала только наличный. В течение месяца-полутора, мы завершим интеграцию с платежными системами, тогда появится возможность и безналичного расчета.

Деньги будут списываться после поездки, или после совершения заказа?

— Деньги будут списываться в момент завершения поездки водителем. В случае любого недоразумения, например, с вас списали больше денег, вы обращаетесь в службу поддержки. Если ошибка действительно была допущена, деньги мгновенно возвращаются на карту.

Какой средний чек вы планируете получить в Киеве?

— Сейчас средний чек других служб такси находится в пределах 70-80 грн за поездку. При этом, каким будет средний чек у Яндекс. Такси мне сложно сейчас сказать. Но могу привести несколько примеров стоимости поездок. Поездка на Яндекс. Такси от Центрального вокзала до улицы Крещатик обойдется примерно в 25 грн. Доехать от Львовской площади до ВДНХ можно будет приблизительно за 70-80 грн в зависимости от маршрута.

Насколько эти тарифы позволяют вам выйти на окупаемость в краткосрочной перспективе и когда вы планируете начать здесь зарабатывать?

— Для того, чтобы экономика стала положительной, необходимо, чтобы около каждого пассажира в 3-5 минутах езды была свободная машина. Это означает, что в городе должно одновременно находиться несколько тысяч машин, и пользоваться сервисом должно достаточно много пассажиров. На профессиональном сленге это называется «достичь критической массы», для этого требуются большие инвестиции. Когда это произойдет, тогда мы начнем зарабатывать.

У Uber при выходе в Украину возник дефицит машин, который до нынешних пор полностью не решен. Таксисты опасались идти работать в сервис из-за высоких комиссий и низких тарифов. Как вы решили эту проблему? У вас будет свой парк автомобилей, или будете сотрудничать с местными таксомоторными службами?

— Наша бизнес-модель существенно отличается от модели Uber. Мы не работаем напрямую с водителями. Заключаем прямые договора только с диспетчерскими службами и таксопарками. Это позволяет таксопарку получить новые заказы и снизить затраты на их привлечение, при этом увеличить маржу, сосредоточиться на операционной работе, заняться качеством парка и наймом профессиональных водителей. Во всех городах, в которых мы представлены (около 40 городов) эта модель доказала свою эффективность. Через полгода, год, в городе, как правило, не остается практически ни одной службы, которая бы с нами не сотрудничала. Это очень выгодно. Сейчас у нас достаточно партнеров среди таксопарков и диспетчерских, чтобы запустить сервис. При этом, чтобы полностью удовлетворить спрос нам нужно больше партнеров и авто, поэтому мы продолжаем вести переговоры с игроками рынка.

Какая у вас комиссия для автопарков?

— Мировая практика для онлайн-сервисов 10-25%. Текущими договоренностями с нашими партнерами в Киеве мы бы пока не хотели делиться.

Сколько служб вы уже подключили к сервису? Сколько у вас сейчас машин?

— Договора подписаны с 12 службами. Списком таксопарков делиться, увы, не готовы. Хотя пассажиры увидят, кто к ним приезжает. На старте у нас около 300 машин. Мы понимаем, что этого недостаточно, чтобы на 100% удовлетворить спрос, поэтому продолжаем поиск партнеров.

А сколько нужно, чтобы покрыть рынок Киева?

— Для такого города, как Киев, нужно несколько тысяч машин.

Вы работаете только с лицензированными таксистами. При этом 95% рынка такси в Украине находится в тени. Где вы найдете легальные такси службы, чтобы покрыть потребности в машинах?

— Согласно договору, диспетчерская служба или таксопарк должны полностью следовать украинскому законодательству и иметь все необходимые документы. Мы, в свою очередь, стараемся создать такие финансовые условия, чтобы компании, находящиеся в «серой зоне», были бы заинтересованы оттуда выйти, чтобы иметь возможность с нами сотрудничать. Но самое важное, чтобы государство уменьшило бюрократические барьеры и создало более простые условия для легализации.

Кто будет работать с жалобами пассажиров: Яндекс, или служба с которой у вас договор?

— С жалобами будем работать мы. В компании самый большой по количеству сотрудников департамент — это служба поддержки Яндекс. Такси. С каждым обращением работает живой человек. При этом, мы реагируем на обращения достаточно быстро. По опыту могу сказать, что самая действенная гарантия качества сервиса — отзывы и рейтинг водителей.

Как работает рейтинг водителей?

— После каждой поездки пассажир может поставить водителю оценку от 1 до 5. Водители очень берегут свой рейтинг, поскольку, чем выше рейтинг, тем выше приоритет в получении заказов. При низком рейтинге (ниже 4,2-4,3) работа водителя приостанавливается до выяснения обстоятельств. Если вы поставили водителю низкий рейтинг, он к вам больше не приедет. Это работает в обе стороны, так как водитель также оценивает пассажира.

Водитель может отказаться от заказа?

— Да, но если водитель отказывается от более чем 50% заказов, его отключают от системы.

Сколько сможет зарабатывать водитель в Яндекс. Такси?

— Заработок сильно зависит от того, как водитель будет работать. Будет ли он принимать все заказы Яндекс. Такси в течение рабочего дня или просто возьмет несколько заказов в перерывах между заказами службы, в которой он работает.

В первом случае, мы предварительно ориентируемся на цифру порядка 2000 грн. Это средний размер выручки одного таксиста в Киеве за один день активной работы. Во втором случае, дополнительный заработок может быть и 100 грн в день или больше, в зависимости от свободного времени таксиста.

Правильно ли я понимаю, что водитель может быть подключен к нескольким сервисам одновременно и выбирать наиболее выгодный для себя?

— Да, именно так.

Какие у вас стандарты относительно автомобилей и водителей?

— Машины должны быть не старше 10 лет, исправные, чистые снаружи и внутри, без видимых повреждений. Что касается водителей, то они должны соблюдать ПДД, хорошо знать город, быть вежливыми, аккуратно выглядеть. Такие рекомендации мы даем таксопаркам и лично водителям во время обучения.

Как вы это контролируете?

— У нас есть дистанционный контроль качества. Суть его работы в том, что программа, через которую распределяются заказы, блокируется раз в три дня. Чтобы продолжать принимать заказы, водитель должен сфотографировать свой автомобиль внутри и снаружи с 8 разных ракурсов и прислать фото нам. Сначала программа анализирует присланные фото на дублирование (чтобы исключить повторное использование старых фото), затем снимки попадают к модераторам, которые проверяют фото на соответствие требованиям и принимают решение о том, может ли водитель продолжать принимать заказы Яндекс. Такси. У нас много критериев, вплоть до того, чтобы водитель сфотографировал застегнутые ремни безопасности в рабочем состоянии. Это очень эффективный, фактически бесплатный, постоянный дистанционный контроль.

Какое среднее время подачи автомобиля Яндекс. Такси?

— В среднем — 5-7 минут. На старте, когда спрос может превышать предложение, мы допускаем большее время подачи, но в будущем стремимся к таким цифрам.

Визуально ваши автомобили будут как-то выделяться?

— В целом нет, поскольку мы работаем с разными таксопарками. Мы заключили договора с несколькими из них и покупаем рекламу на их автомобилях. На таких авто будет визуальная маркировка.

В какую сумму вы оцениваете годовой объем украинского таксомоторного рынка?

— Мы оцениваем рынок на уровне от $700 млн до $1 млрд в год. Мы видим также, что появление таких технологичных сервисов ведет к росту рынка. Когда люди видят хороший сервис за адекватные деньги, это стимулирует их, частично, или полностью, отказаться от использования личного автомобиля в пользу нашего или подобного продукта. Также часть людей пересаживается с общественного транспорта. В итоге, мы понимаем, что наш основной конкурент, это не другие службы такси, а личные автомобили.

Планируете запуск в других украинских городах?

— Да, эмоционально мы хотим запуститься в Одессе. Это второй наш любимый город в Украине. К тому же у Яндекса там уже есть офис. По срокам пока не могу сказать, но это будет не раньше следующего года.

Кто будет руководить украинским Яндекс. Такси? Вы уже сформировали команду?

— Мы сейчас находимся в поиске директора сервиса в Украине. Временно его нет, и вакансия открыта. Сейчас же развитием сервиса занимается международная команда Яндекс. Такси.

Беседовал Денис Кацило

Comments are closed