Google Adsense

С этой системой я познакомился году, наверно, в 2010 и очень долгое время она являлась для меня основной статьей монетизации сайтов. Система позволяет устанавливать на страницу до трех рекламных блоков разных размеров, включая «резиновые» (адаптивные). Пользовательский интерфейс Google Adsense требует привыкания — много разных инструментов и фишек, с которыми нужно разбираться. Общий принцип работы в Adsense прост — создаем рекламный блок, система предоставляет Javascript-код, который нужно вставить в код страницы. Через некоторое время (обычно, минут через 10) начинаются показы объявлений. В панели управления сервисом можно просматривать отчеты — сколько показов, сколько кликов, сколько денег заработано. Разные блоки можно объединять в клиентские каналы и отслеживать для них групповую статистику. Словом, настроек — хоть отбавляй!

С точки зрения доходности Adsense был очень хорош вплоть до начала 2014 года, когда началась «заваруха» на Украине, которая потянула за собой целую цепочку событий, результатом которой стало обрушение рубля по отношению к доллару и снижение покупательной способности среднестатистического россиянина. Цены на рекламу в Гугле назначаются в долларах и, в связи с этим, интерес к этой рекламной сети у рекламодателей стал угасать — слишком дорого! Это стало заметно, поскольку вместо нормальной тематической рекламы в блоках Adsense стала транслироваться «бесплатная» реклама сервисов Google (в лучшем случае) и откровенный бред вроде рекламы «виагры», липовых интернет-магазинов-однодневок, и прочей ерунды. В связи с этим заметно снизился CTR (отношение числа кликов к числу показов) и даже рублевый заработок упал как минимум раза в два. Долларовый, соответственно, в четыре раза. Adsense себя в какой-то степени дискредитировал.

Еще одной особенностью Adsense является наличие минимального порога вывода денег в 100 долларов. До 2014 года сайт не самой дорогой тематики с посещаемостью в 1000 посетителей в день легко преодолевал этот порог и вебмастер ежемесячно получал переводы от Adsense, что давало возможность как-то вписывать их в месячный семейный бюджет. Когда курс доллара вымахал больше чем в два раза, достичь порога выплат за один месяц стало намного сложнее, в итоге, интервал между платежами растянулся на 2, 3, иногда даже больше месяцев. Доход от Adsense перешел в категорию, близкую к «случайным» заработкам.

На данный момент я практически отказался от рекламы Google Adsense, оставив его только в роли заглушек — если показывать совсем нечего, то показывается Adsense. Это было сделано, главным образом, не из-за низких доходов, а из-за низкого качества рекламы, которая приносит копейки, но портит имидж сайта. Согласитесь, сайт на серьезную коммерческую тематику, у которого в шапке висит реклама средства для «продления стояка» не вызывает большого доверия у посетителей. От существующих блоков-заглушек потихоньку капают какие-то копейки, слежу за статистикой и вижу, что падение доходности в пересчет на 1000 показов продолжается.

Рекламная сеть Яндекса

РСЯ — русский аналог Google Adsense. В ней транслируются объявления Яндекс. Директа и Яндекс. RTB. В последнее время в РСЯ стало гораздо больше качественной рекламы, чем в Google Adsense, видимо это связано с перетеканием наших рекламодателей из «буржуйского» Гугла в наш «родной» Яндекс.

РСЯ в общем и целом похожа по своим принципам работы на Google Adsense. Имеются отличия, но они не принципиальные. Точно также можно создавать рекламные блоки разных размеров — фиксированные и резиновые. Можно менять оформление блоков, причем, не через панель управления, а, непосредственно в коде прописать, каких цветов и размеров должны быть заголовок объявления, его текст, ссылка. На мой взгляд, это удобнее. Функциональность пользовательского интерфейса, конечно, победнее, чем в Adsense, но, в принципе, терпимо.

Чтобы попасть в РСЯ, нужно подать заявку в партнерском интерфейсе. Раньше это можно сделать через ЦОП (центр обслуживания партнеров, например profit-partner. ru) но сейчас Яндекс не работает с ЦОПами и все они закрылись. Модераторы РСЯ очень дотошно рассматривают каждую заявку и далеко не всегда удается добавить сайт в РСЯ с первого раза, даже если он удовлетворяет правилам — ежедневная посещаемость не меньше 500 посетителей, платный хостинг, не нарушает авторских прав, не противоречит законодательству и т. д. Оценивается не просто качество сайта, но и то, насколько целесообразно с ним сотрудничать в финансовом плане. Если тематика сайта не денежная, скорее всего получите отказ.

Лично мне повезло — с первого раза Яндекс принял у меня два сайта, причем один из них не дотягивал до минимального порога посещаемости, но имел очень узкую коммерческую тематику (видимо, это и сыграло роль).

Сотрудничество с РСЯ происходит по договору, который нужно перезаключать каждый год — распечатать бланки, подписать и отправить по почте в ООО «Яндекс». Все официально! Если вы работаете с РСЯ как физическое лицо, она платит за вас подоходный налог («заплати налоги и спи спокойно») и с нее можно стребовать справку о доходах 2НДФЛ. То есть, это вполне официальный документально подтвержденный заработок, который вполне может быть учтен при рассчете, например, размера и срока ипотечного кредита.

Я активно гоняю блоки Яндекса на своем основном сайте уже несколько лет, поэтому накопил достаточную статистику, чтобы делать какие-то выводы. Если хотите зарабатывать на РСЯ — наращивайте посещаемость сайта.

Самые лучшие места для размещения блоков РСЯ — страницы с тематическими статьями и обзорами. В них ctr самый высокий, и стоимость клика хорошая. Оптимальные места для расположения рекламных блоков — начало и конец статьи.

На страницах форумов, профилей пользователей и страницах с развлекательным контентом эффективность блоков РСЯ не высока. Система часто не может подобрать релевантную рекламу и показывает объявления на основании интересов пользователя. Иногда клики по ним приносят неплохой доход, но ctr такой рекламы, к сожалению, очень низок.

Чем мне особенно понравилась РСЯ по сравнению с Адсенс — обилие тематической рекламы, даже когда рекламодатели сокращают рекламные расходы. Да, реклама дешевая, но по ней кликают и она не портит имидж сайта всякими «виаграми» и прочими подобными вещами. Лучше, чем ничего!

В Яндексе есть минимальный порог вывода денежных средств — 3000 рублей. Эту сумму набрать гораздо проще, чем 100 долларов в Google Adsense.

Яндекс RTB

RTB — это формат рекламы, подразумевающий оплату не за клики, а за просмотры. Для размещения такой рекламы сайт должен иметь относительно высокую посещаемость (меня приняли с посещаемостью 2.5k в сутки). Это было года два назад.

Сначала заработок пошел очень хорошо! RTB в течение первых двух месяцев давал примерно 50-60 рублей с 1000 показов рекламы — очень достойный показатель! Но потом доход стал медленно, но верно падать. Какое-то время держался 35-40 рублей, потом сполз до 25. В конце 2015 года Яндекс. RTB обеспечивал доходность на уровне 16-18 рублей за 1000 показов, а после Нового года стоимость упала примерно до 12 рублей. Общий вывод простой — нет рекламодателей, нет аукциона, имеем копеечные доходы — вот и все!

Какое-то время назад Яндекс объединил «обычное РСЯ» и «Яндекс RTB» в один интерфейс, поэтому сейчас спорить о том, что лучше не имеет смысла. В одном блоке РСЯ на сайте теперь разнородная реклама — и медийная и текстовая.

Выводы

Можно ли рассматривать в нынешних условиях контекстную и медийную рекламу как основной источник заработка и строить какие-то планы на будущее с опорой на нее? На мой взгляд — нет. Если сравнивать сегодняшнюю картину с той, что была до 2014 года, то первое, что бросается в глаза — коллосальный спад доходов веб-мастеров, партнеров РСЯ и Google Adsense. Почему это произошло?

Люди стали больше экономить и перестали тратить деньги на дорогие товары не первой необходимости, которые чаще всего и рекламировались через контекстную рекламу. Эта тенденция прослеживается практически по всем фронтам и лично у меня нет веских оснований полагать, что в ближайшие пару лет что-то изменится в лучшую сторону — наоборот, спад будет продолжаться.

Стоит ли вешать на сайт контекстную рекламу? Да, но не злоупотреблять количеством рекламных блоков. Стоимость клика определяется аукционом — чем меньше на сайте рекламных мест, тем жестче борьба. Побеждает тот, кто платит больше. То есть, если снять с сайта «бесполезные» блоки, получающие минимум кликов, то это с большой долей вероятности повысит стоимость клика в оставшихся блоках.