Клуб Директа

Наболело! Ну, то есть, вот, самым натуральным образом лежу себе и болею. Не то от повышенной температуры, не то от боли головной, не то от "делать нечего". В общем, решил я вынести на суд широкой общественности результаты моего взаимодействия с Яндекс Директом в последние годы.

Вы прочтёте здесь.

1. Про периодически возникающее беспричинное отсутствие показов объявлений в Директе. Не только моих, а вообще всех.

2. Про эксперимент, выявивший полную некомпетентность менеджеров Директа.

3. Про то, как Директ, фактически, ограбил меня, показывая объявления по нерелевантным фразам, подбирая их по нерабочему алгоритму.

4. О причинах, по которым я более не желаю работать с Директом.

Приятного чтения!

Флуктуации CTR и показы объявлений

Сколько лет я даю рекламу на Яндексе, за давностью уж и не вспомню. Кончно, бывали всякие вещи. Опять же, за давностью и не вспомню, какие именно. Однако, в последние лет пять у меня бюджетики весьма скромные — не более десятки, в среднем, в месяц. Стало быть, и проблем возникает минимум. Что там. если месячный рекламный бюджет меньше, чем сумма, необходимая на ежегодную закупку носков? Но, хоть и не слишком активно, а на рекламные кампании я всё-таки поглядываю иногда. Деньги, понятно, смешные, но не на помойке найденные, а заработанные. Потому хочется, чтобы тратились они не только во благо владельцев Яндекса, а и для собственной пользы в том числе.

И вот, года два назад, в ходе этих самых поглядываний, я обнаружил странные флуктуации CTR, каковых ранее не наблюдалось. Стал смотреть, что случилось. Сразу ничего не понял. Конкуренция не изменилась (давно уж знаю даже и то, кто во сколько просыпается), кампании я не трогал, а CTR, таки, прыгает тыдым-сюдым. И странно как-то он прыгает. Впрочем, особо заморачиваться было лень. Ну прыгает, да и пусть прыгает. Реклама, в общем, работает, звонки есть, чего дёргаться?

Однако, это стало повторяться. И однажды, увидев очередное резкое падение CTR чуть не до нуля, я собрав волю в кулак (лень же. ), полез в поисковую строку и забил туда несколько запросов. И узрел интересное: по некоторым запросам я не увидел в поиске вообще никакой рекламы — ни своих объявлений, ни объявлений конкурентов. Ни вверху, ни внизу. Ни на первой странице выдачи, ни на пятой. Однако.

Изумившись, я нашёл, как написать в саппорт и написал. Не дождавшись ответа, решил, что письмо не дошло, наверное. Ну а тем временем показы возобновились. Каково же было моё удивление, когда из саппорта на следующий день ответ, таки, пришёл! И нафига он уже был нужен? Общий смысл ответа был следующим. В вежливой форме мне объяснили, что, когда дураку что-то мерещится, он, если хочет, чтобы его слова принимали всерьёз, должен это своё видение зафиксировать.

Святая наивность! В следующий раз, когда такое дело приключилось, я, чтобы не казаться дураком, скриншоты сделал и в саппорт отослал. Заодно и рассказал, что случаются такие вещи, хоть и не регулярно, но чаще всего в такое-то время суток, что вижу я это таким-то и таким-то образом. И что вы думаете? Саппорт ответил мне, что ничего они такого не видят, что всё у них работает отлично и, что те, кто поумнее, сразу звонят в поддержку, когда у них проблемы.

Надо ли говорить, что и после звонка в поддержку ничего не изменилось? Нет, я позвонил и выслал скриншот в течение минуты. После этого объявления не показывались ещё пару-тройку часов. Но объявления по-прежнему иногда не показываются. Я просто перестал обращать на это внимание. Как и перестал всерьёз воспринимать поддержку Директа. Да и, когда тебе каждый раз тупые отписки шлют, кроме ненужного руководства по Директу, ничего не содержащие. Обидно же, когда тебя за идиота держат. То есть, саппорт, априори, считает, что всё происходит исключительно по причине криворукости пользователя. И никто там никогда не берёт на себя труда даже подумать, что проблема не в том, что пользователь дурак, а в работе Директа. И особенно это странно в свете следующей истории.

Однажды сотрудник Яндекса уговорил меня воспользоваться услугами персонального менеджера. Я не видел в том решительно никакого проку, но решил попробовать. Действительно, какое-то время мне даже никто не мешал. Потом поступило предложение помочь мне настроить рекламную кампанию. Я очень удивился и поинтересовался, как же, не зная специфики по моей теме, они собираются это делать. В общем, мне никто ничего разумного по этому поводу не сказал, хотя я даже пообщался на эту тему с каким-то яндексоидным начальником. Но я решил всё-таки попробовать, ибо один довод казался мне более-менее разумным. Я подумал, что, теоретически, совершенное знание алгоритмов работы Директа может дать какой-то интересный результат.

Договорились мы следующим образом. Они, менеджеры Яндекса, настраивают свою рекламную кампанию по своему же разумению. Мои кампании никто не трогает. Затем я дожидаюсь "полки" в показах рекламы по моей тематике, чтобы исключить влияние сезонных факторов, отключаю свои кампании и на две недели включаю кампании, настроенные менеджерами Яндекса.

Ну, дождался. Ну, включил. Звонки прекратились практически совершенно, а количество кликов по рекламе упало на порядок (в 10 раз). Когда я выключил менеджерские кампании (они по сей час у меня ещё висят, можно посмотреть) и включил свои, всё тут же вернулось, появились клики и звонки от клиентов.

Грабёж Директа

Раньше, чтобы не ковыряться в статистике, я включал на пару недель в работающих кампаниях показ по дополнительным релевантным фразам, а потом смотрел статистику и некоторые фразы добавлял в кампанию, после чего эту фичу отключал. И это работало, так как показы действительно происходили по релевантным фраам. Ну, стоило каких-то небольших денег, но, зато, избавляло от необходимости рутинной работы по подбору фраз вручную или изучения интерфейса известной специализированной программы.

И так же, 14 ноября сего, 2016-го, года я включил эту функцию в одной из своих кампаний, недельку посидел над нею, наблюдая статистику ежечасно (я описал причины, по которым не слишком-то верю Яндексу), убедился, что всё нормально, и с 21 числа перестал следить сликом пристально. А зря, ибо в обед количество показов увеличилось раз в сто и, несмотря на то, что, поняв, откуда "ветер дует", показы по дополнительным релевантным фразам я отключил сразу же, недельный бюджет улетел весь, причём, часа за три. Среднедневное количество кликов в итоге увеличилось в 67 раз. Неплохо, если учесть, что это за три из семи заданных в настройках часов работы кампании.

Разумеется, не дожидаясь конца дня, я отписал в саппорт письмо с просьбой разобраться в причинах очевидной фигни. Наивный! Я надеялся, что работник саппорта Директа полезет в отчёты, посмотрит и скажет что-то типа "Не переживай, мы всё поняли, деньги вернём в такой-то срок". Всё-таки, вопрос-то финансовый.

Вместо этого, причём, только на третий день, 23 ноября, я получил огромную портянку, содержащую, по большей части, руководство по Директу. Короче, меня опять обозвали дураком и рассказали, как мне с этим горем лучше бороться. Кому интересно, полный текст могу переслать на электронку.

Но дело в том, что, не дождавшись письменного ответа, я позвонил в саппорт, где мне сказали, что заявки обрабатываются в порядке очереди и, что никто не знает, когда очередь дойдёт до моей заявки. Единственным, что я выяснил полезного в ходе этого разговора, оказалось то, что я могу включить требование возврата денег на счёт в ответ на письмо из поддержки, которое я непременно когда-нибудь да получу.

Ну, кто похитрее, тот, надо полагать, уже, примерно, понял, что произошло с показами. Я тоже, примерно, понял сразу же, но расскажу, что именно приключилось.

В кампании было всего-то 4 активных объявления.

M-117770623 Бухгалтерские услуги в Воронеже

M-117889418 Бухгалтерское сопровождение

M-126518782 Бухгалтерский аутсорсинг

№ M-266719262 Бухгалтерские услуги ООО, ИП, НКО

Фразы к ним были настроены лишь те, где есть прямое вхождение (на уровне словоформ) слов "бухгалтерский", "услуга", "сопровождение" и "аутсорсинг". Их там было, короче, смешное количество, как и кликов по ним. А вот список фраз, по которым Директ, после недельных размышлений, решил почему-то показать эти объявления.